Сложное управление автомобилем в горах
Описание.
Поездка по горным серпантинам требует серьезной подготовки и неукоснительного следования правилам. Приобрести такой опыт мог бы помочь инструктор по вождению, но только в соответствующей местности, причем предпочтительно вождение с инструктором, который сам оттуда родом. Но время и возможность брать уроки есть не у каждого водителя, а ограничивать свободу передвижения, пересаживаясь на общественный транспорт, все-таки не хочется. О том, что нужно знать, отправляясь в поездку, какие действия предпринять перед нею и как вести себя на серпантине - в статье ниже.

Два этапа подготовки к серпантину: физический и информационный. Поведение автомобиля на горной трассе и наиболее эффективное управление им (торможение, преодоление поворотов, подъема и спуска, переключение передач, въезд в карман и остановка на дороге). Угрозы, с которыми может столкнуться неопытный водитель (заносы, слепые повороты, ослепление, низкое давление и нехватка кислорода на высотах). Обгоны, разъезды, скоростной режим.

Изящные великаны Южного берега Крыма, седые гиганты Кавказа, бесконечные пики Гималаев, легендарные Анды или нежные Альпы - горные массивы притягивают человека на протяжении всей его истории. Но для автомобилиста отдых в горах означает неизбежное столкновение с серпантином - самым сложным видом трасс из всех возможных. И если в одомашненных Альпах или на перегоне Симферополь-Ялта водитель может надеяться на современный тип дороги, то в индийской или перуанской глубинке рассчитывать на инженерную мысль не приходится. Но что ж теперь - ставить "лошадку" на прикол? Вливаться в поток туристов и следовать неизменным избитым маршрутам? Зависеть от гидов, автобусов и чьих-то программ? Вряд ли такая перспектива обрадует человека, который уже привык к свободе передвижения.

Разумеется, нет. Но подготовиться к такой поездке не помешает. И еще важнее придерживаться правил вождения на горных дорогах. Их немного, но строгое их соблюдение на порядок снижает риск тяжелых аварий.

Подготовка к поездке в горы состоит из двух частей. Первая - материальная. Проверьте наличие и комплектацию инструмента на случай внезапной поломки, состояние запасного колеса, загрузите в машину небольшой запас пищи (конечно же, не скоропортящейся), воды и аптечку неотложной помощи. С особой тщательностью проверьте тормоза и сцепление, при необходимости замените тормозную жидкость, уделите внимание коробке передач, шинам, деталям рулевого управления. Вообще, профилактический осмотр в СТО перед грядущим серпантином - действие обязательное.

Вторая часть подготовки будет информационной. Чем больше вы знаете о местности, тем лучше. Постарайтесь заранее продумать маршрут, включая запасные варианты, рассмотреть на картах возможные объезды, стоянки, сложные и потенциально аварийные участки. Прежде чем выдвигаться, сообщите о своих планах кому-то из друзей или знакомых, причем распишите в подробностях. Особое внимание стоит уделить климатическим (туманы, обледенения) и погодным условиям (тропические ливни, к примеру, накатываются стремительно, почти всегда вызывают оползни, которые просто сметают незадачливого водителя с дороги в пропасть), а также почвам (обычная пыль на крымских дорогах состоит из мергелистых сланцев, которые при малейшем смачивании становятся скользкими, как лед).

Помимо справочных пособий, попробуйте переговорить с местными водителями, расспросите их о норове знакомых трасс. Если предполагается не один переход, а долгое путешествие, нелишним будет попросить местных дать вам пару уроков или хотя бы отправиться с вами в первый пробный выезд. Пусть это не профессиональный инструктор по вождению, пусть он не говорит по-русски, да и по-английски с трудом, зато он знает дороги, заметит ваши ошибки и укажет на них.

Главные сложности серпантина - это крутые повороты, отсутствие обзора, постоянная перемена уклона, а зачастую еще и узкое, без обочин, полотно. Важно: серпантин не терпит рассеянных, уставших и сонных! Бодрость и уверенность в своем состоянии, кроме прочего, снижают неизбежное эмоциональное напряжение. Своевременный, пусть даже краткосрочный отдых спас немало жизней. Лихачество, как минимум, неуместно, а спиртные напитки запрещены категорически.

Неписаное правило горной дороги: вас должно быть видно и слышно! К примеру, в индийских "паблик-басах" (дешевый общественный транспорт) пара водитель-кондуктор пользуется обычными спортивными свистками. Любой поворот или маневр сопровождается пронзительными сигналами - короткими или долгими, одинарными или двойными. И, надо заметить, навороченные автобусы германского производства разбиваются значительно чаще, чем старые дребезжащие "паблики", на которые без слез не взглянешь. Для обычной машины это правило выглядит так: обязательный звуковой сигнал перед закрытым поворотом, желательный - на повороте с недостаточным обзором. Дополнительное (но не слепящее!) освещение на кузове тоже уместно, особенно если оно дает наглядное представление о контурах машины.

Иногда, очень редко, на серпантине разрешен обгон. Поэтому если вы видите долгий, относительно прямой, относительно широкий участок трассы, постарайтесь воспользоваться случаем и аккуратно обойти тяжелых соседей (грузовики, дорожно-ремонтную и агротехнику). Следующая возможность представится нескоро, и впоследствии вам придется сбрасывать скорость либо полностью останавливаться, ожидая, пока фура, тягач или трактор не преодолеют подъем. Интервал между машинами будет при этом составлять от 50 до 100 метров. Абсолютно запрещен обгон на слепых поворотах и после наступления темноты. А на узких участках невозможен.

Торможение на подъеме - один из базовых навыков, он разучивается еще в автошколе, когда идет вождение с инструктором. Но на горной трассе простая остановка будет недостаточной и даже опасной. Приготовьтесь к тому, что вам, как и остальным участникам движения, придется хотя бы раз съехать в карман и остановиться, пропуская кого-то, а также сдавать назад, чтобы разъехаться с машиной, идущей навстречу. Разъезд иногда отнимает много времени и сил и требует предельной концентрации. Карманы для вынужденной остановки на подъеме - отличительная черта любого серпантина. Въезжают в них медленно и осторожно, задним ходом, освобождая дорогу. Если обзор затруднен, границы кармана выясняются осторожным касанием о подпорную стенку.

Чрезвычайно опасны заносы! Это следствие центробежной и боковых сил (при полотне с поперечным уклоном), действующих на транспортное средство при торможении на поворотах. Избежать их можно при помощи плавного торможения двигателем без переключения передач, а также тщательно соблюдая скоростной режим. Для каждой машины он свой, зависит от груза, габаритов, типа и марки автомобиля. Конечно, скорость должна быть не слишком высокой, но найдя оптимальный режим, следует по возможности придерживаться именно его.
Не забывайте прислушиваться к автомобилю. Расстояния в горах обманчивы и в направлении движения тоже легко ошибиться. Упущенный из виду уклон может обернуться перегревом сцепления и тормозных колодок. Без серьезного опыта угадать, где начинается подъем, практически невозможно, поэтому общие рекомендации сводятся к одному: тормозить двигателем, стараясь не слишком нагружать тормоза. То же касается и спуска. Серпантин - не тот случай, когда можно двигаться "на нейтралке". Переключать передачи на подъеме нежелательно, принцип выбора: чем круче уклон, тем ниже передача. На больших высотах хуже работает двигатель, ниже температура закипания (и тормозной жидкости в том числе), выше разница между давлением атмосферным и внутренним в шинах.
Перевалы могут слепить снегами под солнцам, оглушать нехваткой кислорода, притуплять внимание однообразными скальными стенами - но наградой за все это станут сами горы, незабываемые впечатления от приобщения к их незыблемому величию и тайне. Внимания вам, терпения и удачи в пути!
Уроки вождения-главная страница
г. Москва
Задать вопрос или оставить заявку на урок
http://urokivogdenia.ru/contact.php

Уроки спокойного вождения

Звоните и записывайтесь:


8-495-241-29-18
Работаю по всей Москве!
Александр Александрович.


Если вы хотите записаться на занятия или у вас есть вопросы, то просто позвоните по номеру 8-495-241-29-18 буду рад вам помочь.  С уважением, ваш инструктор по вождению Александр Александрович.
Напомню, что сейчас действуют летние скидки! Узнать подробнее

WYSIWYG Web Builder
АКЦИЯ В ДЕКАБРЕ 2016 года:  
МКПП
: 850 -
500 рублей / академ.час
АКПП : 950 - 600 рублей / академ.час
Акция В ДЕКАБРЕ  2016 г.
Подробно >